Рынок труда предъявляет к работникам широкий спектр требований, содержание которых зачастую выходит за пределы официальных образовательных программ. Система образования не успевает за динамикой таких запросов, в связи с чем встает вопрос о повышении адаптивности образования, усилении акцента на навыки самостоятельного обучения, развитии надпрофессиональных компетенций. Однако арсенал образовательных организаций зачастую не располагает методами развития подобных компетенций исключительно в рамках аудиторной работы. Актуальным инструментом решения данной задачи является неформальное образование.
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет неформальное образование как любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. Российский Союз Молодежи обладает значительными компетенциями в сфере организации подобных образовательно-просветительских мероприятий. Региональные организации РСМ на протяжении многих лет проводят мероприятия в области неформального образования, в том числе в рамках центральных программ «Студенческое самоуправление» и «Ученическое самоуправление», формируют локальные тренерские сообщества, в 7 региональных организациях РСМ уже действуют собственные тренинговые центры.
В составе РСМ с 2013 года работает Ассоциация тренеров студенческой молодежи РСМ (с 2017 года – Ассоциация тренеров РСМ). В течение 2016 года тренеры Ассоциации работали на 6 международных, 14 федеральных, 9 окружных и 80 региональных мероприятиях.
По данным Всероссийского конкурса органов студенческого самоуправления более 75 % всех заявленных образовательных организации высшего образования помимо стационарных семинаров по обучению студенческого актива проводили выездные образовательно-просветительские мероприятия. Если экстраполировать эти данные на общее количество студентов в Российской Федерации, то масштаб охвата студенческого актива образовательными проектами только в высшей школе можно оценить на уровне 500-600 тысяч студентов год, в том числе более 100 тысяч человек – в рамках выездных образовательных мероприятий. Другим примером системы неформального образования является форумная кампания Федерального агентства по делам молодежи, в которой в 2016 году приняло участие 350 тысяч человек.
Речь, таким образом, идет о перспективном сегменте работы с молодежью всех возрастных категорий. Проект позволит обобщить практический опыт РСМ в данной сфере и придать новый импульс уже имеющимся в субъектах Российской Федерации наработкам.
Цель Проекта – повышение личной эффективности и конкурентоспособности членов РСМ и иных категорий молодежи на рынке труда за счет развития инструментов неформального и информального образования.
Задачи Проекта:
Основные механизмы и этапы реализации Проекта.
Механизмы решения задачи по созданию сети региональных центров компетенций по вопросам развития инструментов неформального и информального образования:
Механизмы решения задачи по разработке и трансляции новых технологий реализации образовательно-просветительских проектов для молодежи:
Механизмы решения задачи по продвижению РСМ как организации, системно развивающей потенциал молодежи за счет инновационных образовательных технологий:
В рамках проекта осуществляет свою деятельность Ассоциация тренеров Российского Союза Молодежи, а также реализуются такие проекты, как «Тренинг Марафон», «Интенсивы АТ РСМ», «Школа тренеров РСМ».